АММОНИЙ из Херонеи


АММОНИЙ из Херонеи
    АММОНИЙ Ἀμμώνιος), учитель Плутарха из Херонеи (ок. 20 — ок. 80 н. э.), греческий философ, представитель среднеплатонической традиции. Единственный автор, помимо Плутарха упоминающий об К.,—Евнапий из Сард, по словам которого А. был родом из Египта (Eun. V. Soph. II 1, 3 Giangrande). Школа А. была в Афинах, где в 66 н. э. его слушал Плутарх и где, по сообщению Евнапия, А. умер (Ibid. 1, 7). А. не был схолархом Академии, учил как частный преподаватель, однако старался, по-видимому, следовать не только учению, но и школьным традициям Академии, напр., Плутарх в «Застольных беседах» показывает, как А. ставил вопросы «для упражнения и исследования» (Qu. conv. 645d5, ср. 737d3; 743el; 745d3); изображает его беседующим с учениками во время совместных трапез (720с7) в «дни, посвященные Музам» (748d7); говорит о мнении А. по поводу важности математики для философии (De Ε ар. Delph. 391e7—8). Согласно Плутарху, А. принимал активное участие в общественно-политической жизни Афин, его трижды избирали стратегом (претором). Получив римское гражданство в 67, А. с тех пор носил имя М. Анний Аммоний, а его сын - М. Анней Трасилл.
    Сочинения А. не сохранились, и нет сведений, записывал ли он свои рассуждения. Плутарх делает своего учителя Α., чьи симпатии были на стороне платоно-пифагорейского синтеза в духе Евдора Александрийского, персонажем нескольких диалогов: «О букве Ε в Дельфах», «Об упадке оракулов», «Застольные беседы». Из т. н. каталога Ламприя известно также о книге П. «Аммоний, или О том, что неприятно иметь дело со злом» (ἤ περὶ τοῦ μὴ ἡδέως τῇ κακίᾳ συνεῖναι), в котором, вероятно, от лица А. велось главное рассуждение.
    По Евнапию, «Плутарх описал свою жизнь и жизнь своего учителя, рассеяв это описание по многим своим книгам», и если эти фрагменты «кто-нибудь соберет, тщательно исследует то, что в них написано и показано... то сможет узнать почти все о жизни этих людей» (Eun. V. Soph. II 1, 8). Не ясно, однако, в какой мере по текстам Плутарха можно реконструировать само учение А. (здесь проблема аналогична той, которая встает при чтении сократических диалогов Платона и историческом Сократе). Во всяком случае, в диалоге «О букве Ε в Дельфах» Плутарх говорит о беседе Аммония в Дельфах в храме Аполлона (во время визита в Афины имп. Нерона в 66-67) и его аллегорическом толковании имен божиих, а также изъяснении буквы Ε в смысле утверждения бытия божия «ты еси», с последующим рассуждением о бытии, боге и человеке, De Ε ар. Delph. 385b; 392а-394с), в «Застольных беседах» - фрагменты о числе Муз с замечанием в духе неопифагорейской арифмологии о значении числа девять; о смысле пляски и трех ее частях.
    Лит.: Jones С. P. The Teacher of Plutarch, - HSCP 71, 1967, p. 205-213; Whitteker J. Ammonius on the Delphic E, - CQ 19, 1, 1969, p. 185-192; Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977 (rev. ed. 1996); Donini P. L. Plutarco, Ammonio e l'Academia, - Brenk F. E., Gallo I. (edd.). Miscellanea Plutarchea. Ferrara, 1986, p. 97-110.
    M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "АММОНИЙ из Херонеи" в других словарях:

  • ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ —     ПЛУТАРХ ИЗ ХЕРОНЕИ (Πλούταρχος ὁ Χαιρονεύς) (ок. 45, Херонея в Беотии ок. 127 н. э., там же), греческий философ платоник, политик, историк, священнослужитель. Был слушателем платоника Аммония в Афинах в 66 н. э. (год посещения Афин имп.… …   Античная философия

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ —     АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… …   Философская энциклопедия

  • АНДРОНИК РОДОССКИЙ —     АНДРОНИК РОДОССКИЙ ( Ανδρόνικος ό Ρόδιος) (сер. 1 в. до н. э.) греческий философ перипатетик и ученый филолог, осуществивший первое критическое издание корпуса аристотелевских сочинений, родоначальник традиции комментария в аристотелизме (см …   Философская энциклопедия

  • АФИНСКАЯ ШКОЛА —     АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма направление 1)в среднем платонизме 1 2 вв. и 2) неоплатонизме кон. 4 сер.6 в.     С сер. 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин, прежде всего в Александрии, в связи с чем… …   Философская энциклопедия

  • АНДРОНИК РОДОССКИЙ —     АНДРОНИК РОДОССКИЙ Ἀνδρόνικος ὁ Ῥόδιος) (cep. 1 в. до н. э.), философ перипатетик, издатель аристотелевских сочинений, основоположник школьной экзегетической традиции в аристотелизме (см. Аристотеля комментаторы). Поздние авторы (неоплатоники …   Античная философия

  • ПЛОТИН —     ПЛОТИН (Πλωτῖνος) (204/5, Ликополь, Египет 270 н. э., Минтурне, Италия), греческий философ платоник, называемый обычно основателем неоплатонизма.     ЖИЗНЬ. Единственный достоверный источник сведений о П. «Жизнь Плотина», написанная его… …   Античная философия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.